"Освобождение. Юг России 41-45 годы." Тележурнал "Вести. Юг" продолжает цикл репортажей, посвященных Дню Победы рассказом об Астрахани. Стратегическое значение этого города трудно переоценить. Отсюда шла перегрузка хлеба, перекачка нефти с Каспийских морских судов на речные, которые направлялись по Волге в глубь Советского Союза. Осенью 1942 года над городом закружились фашистские листовки со строчками "Сталинград возьмем с бомбежкой, а Астрахань - с гармошкой". Но на улицах астраханских городов звучала только гармошка немецких пленных, так как операция "Серая цапля" гитлеровскими войсками была провалена.
Тамара Чудакова, ветеран тыла, помнит все досконально. В свои 18 лет она попала на прифронтовую полосу. Тогда враг уже подходил к Астрахани. Рыть окопы и ставить укрепления - такой была главная задача их отряда. Навыков не было практически никаких. Условий - еще меньше. В жарких калмыцких степях в день на человека - фляжка воды. Летящие на город немецкие самолеты попутно обстреливали тыловиков.
"Два летчика молодых смотрят на нас и улыбаются, а потом стреляют. А мы почему-то выбежали из этих окопов. А нам кричат - "ложись!" Там же еще и солдаты были", - вспоминает ветеран тыла Тамара Чудакова.
Конец 1942 года. По плану Гитлера под кодовым названием "Серая цапля" Астрахань должна быть захвачена за 34 часа. Но войска фюрера так и не получили выход к Каспию. Сам город подвергался постоянным бомбардировкам - караваны судов, нефтебазы, железнодорожный узел и прочие стратегические объекты. По словам историков, бомбы угодили даже в казармы астраханского Кремля. Но все это время, под огнем, на Нижней Волге работала настоящая тыловая машина. На заводах собирали части подводных лодок, аэросани и даже ранцевые огнеметы. Но главный ресурс тыла - конечно же, люди. Трудились все. И старики, и дети.
"У нас была школа юнг. На этих фото мальчикам по 13 лет. Это дети в полном смысле этого слова. Но эти ребята сражались. Один из них - Борис Фадеев - был кочегаром. Мальчик очень маленького роста, а лопата большая, для взрослых, и этой лопатой нужно было закидывать уголь в топку", - рассказывает заведующая сектором Музея боевой славы Наталья Курьянова.
Тыловая Астрахань в годы войны была еще и одним большим госпиталем. Под медицинские учреждения отдавались школы, интернаты, дома инвалидов и даже памятники архитектурного значения. Например, здание по улице Никольской, которое до сих пор выполняет функцию горнизонного госпиталя.
В годы войны в Астрахани работало свыше 80 медучреждений. Там лечили тех, кто сражался, не жалея себя, на передовой. Дети хотели хоть как-то помочь раненным и устраивали в госпиталях концерты. А еще стирали кровавые бинты - в дефиците был перевязочный материал. Трудно представить ребенка 21 века за столь тяжелой работой. Но именно за это и сражались их прадеды в веке 20.
|