В истории Ростова-на-Дону чётко выделяются два больших периода — Ростов купеческий и Ростов индустриальный; на каждый из них пришлось примерно по полстолетия. И в том, и в другом случае вектор развития города во многом определялся естественными преимуществами его географического расположения. Активизация речной торговли во второй половине XIХ века способствовала тому, что Ростов перехватил у Таганрога функции главного коммерческого центра региона, а после гражданской войны и расказачивания стал и административным центром Дона. Последнее обстоятельство способствовало концентрации здесь крупной промышленности и росту населения; линией поддержки индустриального потенциала стало развитие вузов, в большом количестве открывшихся в Ростове в советский период. Вместе с новыми функциями Ростов приобретал и новую городскую среду — купеческий центр, пролетарские окрестности Сельмаша, университетские кварталы в Западном жилом массиве.
В ХХI век Ростов вошёл в ранге «южной столицы» — начало нового тысячелетия практически совпало с образованием Южного федерального округа. Однако почти сразу стало понятно, что одного только громкого статуса недостаточно — советская индустриальная модель развития города во многом оказалась исчерпанной, научного потенциала в Ростове явно недостаточно, чтобы стать «инноградом» в духе Томска или Новосибирска, а делать ставку на одну лишь торговлю означало бы как минимум вернуться в прошлое. Поэтому сегодня Ростов нуждается в новой стратегии развития, рассчитанной на десятилетия — особенно в связи с амбициями Краснодара, который уже обошёл столицу ЮФО по многим социально-экономическим показателям.
Представление о том, куда двигаться, есть: драйверами третьего периода развития города станут такие крупные проекты, как Ростовская агломерация, Южный хаб, ростовское метро, освоение левого берега Дона, где будет создаваться инфраструктура к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Сегодня эти проекты в основном находятся на начальной стадии, но уже сейчас вполне можно представить себе, как будет выглядеть Ростов будущего. Об этом «Эксперт ЮГ» говорил с новым главным архитектором города Павлом Воронцовым.
В поисках функционального баланса
— В прошлом году для Ростова вновь стал актуален вопрос конкуренции с Краснодаром. По очень многим параметрам — количество вводимого жилья, оборот розничной торговли и даже ресторанного бизнеса — наш южный сосед вырвался вперёд. Насколько значимым фактором этой конкуренции является качество городской среды? Можно ли говорить, что здесь у Ростова неоспоримое преимущество перед Краснодаром?
— Когда я бываю в Краснодаре, я эту среду хорошо на себе ощущаю. Наши пробки и застройка на Доватора и Малиновского ничто по сравнению с тем, что у них творится в центре, хотя Краснодар и любит иногда поучить, как надо проектировать и строить. Однако я не хотел бы какого-то противопоставления. Есть внутренне присущие закономерности развития городов, и как бы Краснодар ни соревновался с миллионным Ростовом, у него несколько другая функциональная типология. Ростов перехватывает массу функций крупного организующего центра — это формировалось ещё с советских времен. И тогда, и сейчас Ростов — это саморазвивающийся, самодостаточный город — ворота Кавказа, а Краснодар всё-таки расположен на периферии, и эта периферийность сохраняется до сих пор. Однако у краснодарских предпринимателей есть свои преимущества, свои эффективные сферы деятельности. Но чтобы Ростов сегодня начал более мощно использовать свои преимущества, нужно выстроить правильный баланс административных, банковских, финансово-коммерческих, торговых, конгрессных, промышленных и прочих функций. В России таких городов — единицы: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и — Ростов-на-Дону.
— Кажется, главный ресурс этого развития — это формирующаяся агломерация, ведь у Краснодара такого мощного кольца городов-спутников точно нет. Как нам нужно правильно развивать этот потенциал?
— Ростов действительно обрамлён ареалом городов, которые взаимно дополняют друг друга и могут предлагать друг другу свои возможности в рамках межмуниципального взаимодействия, и сегодня одна из главных задач — создать его механизм. Это стало очевидно уже на примере моногородов Восточного Донбасса — проблемы каждого из них могут быть решены только в межмуниципальном разрезе. Поэтому у каждой части Ростовской агломерации может и должен быть свой интерес, но при этом цели развития — едины. В таком случае появится синергия, Ростов будет развиваться вместе с прилегающими муниципальными образованиями — причём не за счёт изменения территориальных границ. Аналогичным образом может развиваться и вся Ростовская область с её тремя полюсами расселения — Ростовская агломерация, Восточный Донбасс и Волго-Донская система расселения.
— С чего начинать управление агломерацией? Кто этим должен заниматься?
— Вообще в современной России нет такой практики, если не брать агломерацию Кавминвод, которая выстраивалась ещё с 19 века на базе минераловодских курортов. Если говорить о своей, архитектурной сфере, то у нас действует межмуниципальный совет архитекторов городов Большого Ростова, его инициировал Александр Меркурьевич Бояринов, когда был главным архитектором области, и сегодня уже разработана схема территориального планирования центрального ядра Большого Ростова. Но проблема управления агломерацией сложна с точки зрения не организационной схемы, а межбюджетных отношений — у каждого муниципального образования свой бюджет. Поэтому сегодня нужна общая стратегия социально-экономического развития агломерации, принятая и утверждённая главами всех включённых в неё муниципальных образований.
— Вы планируете активизировать работу по представлению агломерации и связанных с нею проектов на внешних площадках — выставках, форумах, презентациях? Этого сегодня категорически не хватает.
— Сейчас мы готовим инвестиционные паспорта выставляемых на аукционы земельных площадок; они будут выложены в открытый доступ. Собственной площадки для презентации своих проектов нам действительно не хватает, но для начала нужно чёткое понимание набора и содержания проектов, чтобы не выставлять студенческие работы. Можно, конечно, и такие проекты возить хоть на MIPIM, как это делает Краснодар, но, судя по имеющейся у меня информации, чаще всего это просто пиар.
Комплексные приоритеты
— Губернатор Ростовской области ставит амбициозные задачи перед стройкомплексом региона, в связи с чем возникает логичный вопрос: за счёт каких ресурсов наращивать жилищный фонд? Стандартное решение — комплексное освоение земельных участков, что активно происходит, опять же, в Краснодаре. Но есть и ещё одно мнение — недавно пермский губернатор Чиркунов опубликовал в «Эксперте» статью с обоснованием того, что комплексная застройка окраин — это неправильно, а заниматься надо редевелопментом центра. Как по-вашему, комплексная застройка — это путь Ростова, или всё же надо развивать центр?
— Я знаю, что предлагалось в Перми голландскими архитекторами, и отношусь к этому резко отрицательно. Картинка — красивая, но Пермь — это северный город, с промышленными районами, и я думаю, всё это несколько надуманно, от лукавого. Однозначный выбор в пользу иностранных архитекторов, которые работают в другой городской среде, мне вообще представляется неверным. Что касается нашего города, то для тех направлений, которые заданы в рамках Большого Ростова, именно комплексное развитие территорий является приоритетным, и у нас кварталы комплексной застройки сейчас успешно реализует ЗАО «Патриот», в данный момент на торги готовятся пятый и шестой микрорайоны в «Западных воротах». Что здесь главное? В рамках комплексной застройки появляются мини-города с определённым набором услуг, социальных функций, и в этих направлениях комплексного развития должны быть учтены возможности приложения труда, отдыха, весь комплекс рекреационных и торговых зон. Это называется городом коротких путей, и этот принцип мы будем обоснованно реализовывать. Если же брать развитие центра, то в качестве примера успешной работы могу привести фирму «Кристина» — это наш ростовский инвестор. Их проекты и вписываются в застройку, не нарушая существующую среду, и эффективны по экономике. Другое дело, что не все девелоперы готовы этим заниматься — многим проще не связывать себя с городом никакими обязательствами, реализуя точечные проекты.
— Кажется, что сейчас в Ростове очень мало проектов комплексного развития, а то, что есть, те же «Западные ворота» — это далеко не образец архитектуры будущего. Возвращаясь к планам губернатора совершить скачок в объёмах строительства примерно в два раза, понятно, что одними усилиями компании «Интеко» этот прорыв не совершить. Как увеличить количество таких проектов?
— Думаю, что мы должны эту проблему решать, опять-таки, в рамках межмуниципального взаимодействия. Один Ростов не закроет два миллиона метров в год — нам хотя бы стабильно выйти на миллион с нарастающим итогом. В Ростове главные направления развития — это Левенцовка и район «Декоративные культуры» севернее Ростовского моря, где будет смешанная застройка. Конечно, мы должны преодолеть негативные тенденции 70-х годов, когда за ростом объёма жилья промышленного домостроения мы в некоторой степени утратили привлекательную городскую среду. В частности, мы видим это на Северном, который только 20–30 лет спустя подходит к тому, что должно было быть сделано ещё в те годы. Поэтому для планировочных решений пятого и шестого микрорайонов Левенцовки будут приглашены известные архитекторы, то есть это будет уже не утилитарное строительство — лишь бы здесь и сейчас получить какой-то эффект, а имиджевый проект. Далее — развитие территорий центральной части города, где у нас есть четыре пилотных проекта — от Театрального проспекта до переулка Газетного ближе к Дону. Здесь применяется принцип, который апробирован в Москве при расселении пятиэтажек — в полной мере до этого мы ещё не доросли, у нас не та пока экономика, тем не менее, возможна реконструкция территорий путём замены аварийного и ветхого фонда на квартальную застройку. Пока эти проекты в деталях анонсировать я не буду, но работа по ним уже идёт.
— Какова та схема взаимоотношения города с инвестором, заинтересованным в реализации проектов в центре, которую можно сегодня тиражировать?
— Типовой схемы пока нет, однако есть понимание, что общество против точечной застройки центра. Общий принцип взаимодействия с инвестором таков: на конкурс выставляется право на застройку квартала в центре города, причём по определению этот квартал должен иметь определённую долю аварийного жилья, расселение которого — это прямой интерес города. У нас создано специальное управление по развитию застроенных территорий, сейчас готовится соответствующая программа, но мы пока только в начале пути. Здесь важно понимать, что архитектор города должен создавать возможности, которыми воспользуется инвестор. Например, правила землепользования и застройки — это на самом деле очень важный инвестиционный инструмент, и мы его планируем использовать. Мы будем создавать для города условия и возможности развития — формировать транспортную инфраструктуру, намечать точки роста. Это ткань, на которой будут вышивать инвесторы — если этого не будет, результат может быть плачевным. Когда-то Оскар Нимейер создал в чистом поле новую столицу Бразилии, а вокруг неё быстро выстроились фавелы, хотя сам проект был красивый.
— В прошлом году проблема недостаточного количества конкурсов по распределению муниципальных земель под жилое строительство вышла на федеральный уровень — премьер-министр был очень недоволен тем, как это делается в Волгограде. Как у нас выглядит динамика по таким конкурсам? Будет ли рост в этом году?
— Естественно. На этот год мы готовим на торги 38 площадок, в перспективе нарастим их численность до сотни с учётом возможности замещения аварийного жилья, в том числе 16 участков выделяются под индивидуальное строительство.
— Добиться больших объёмов жилья при реконструкции центра вряд ли получится. Получается, что основной объём роста в ближайшие годы всё же обеспечат Левенцовка и «Декоративные культуры»?
— Самый большой фонд — это индивидуальное строительство. Огромные массивы ИЖС и садоводческих товариществ — вот главный резерв для Ростова.
— Это проблема или нет?
— Сейчас — проблема. Но если её решать цивилизованно, не загоняя в серые схемы, неминуемо и в этой сфере появятся проекты квартального строительства. Моя позиция: проектировать застройку надо так, как в лес заходит хороший грибник — отрезал гриб, положил в лукошко и пошёл дальше. А нерадивый выдерет гриб с корневищем, и грибница уже не растёт. Но и те, кто строят сегодня по такому принципу, уже понимают, что больше земли в городе не станет — сейчас вырвешь кусок из тела города, и дальше территория не будет развиваться. Поэтому я думаю, что будущее индивидуального строительства — за постепенной квартальной застройкой, а дальше будут решаться вопросы и социальной инфраструктуры — школ, детских садов и так далее.
— Есть уже примеры, когда инвестор, реализующий проект комплексной застройки, берётся и за возведение социальных объектов?
— Такие примеры есть, но универсального решения пока не существует — каждый раз здесь используются индивидуальные схемы взаимодействия города с инвестором. Это тоже проблема. Нужны такие инструменты, которые дали бы возможность универсально соблюдать весь баланс интересов.
О Ростове будущего
— Каким вам видится решение проблемы развития территории вокруг ростовского Центрального рынка? Там и архитектурная, и социальная среда давно находятся в плачевном состоянии, и с этим явно пора что-то делать. Нужен ли вообще городу рынок в нынешнем виде? Не стоит ли создать на его месте большое публичное пространство с возможностью передвижной торговли, как это сделано во многих европейских городах?
— Я думаю, когда-то так и произойдёт, но рынок в любом случае останется — это любимое место посещения горожан и гостей города, как, скажем, на Ближнем Востоке. Несанкционированная торговля — этим мы сейчас активно этим занимаемся, ведутся рейды с милицией, и по периметру рынка количество такой торговли максимально уменьшилось. В этом направлении должна проводиться системная работа, на разовых акциях мы здесь не остановимся. Чтобы решить проблему парковок и транспорта, мы, используя проект межевания и планировки Соборной площади, предложили выполнить развязку западного разворота, разместить там многоуровневые паркинги, что позволит убрать неформатную торговлю на площади. Под самой площадью рассматриваем возможность строительства подземного паркинга с рядом торговых объектов. Территорию вокруг рынка мы видим как потенциальный туристический маршрут и сейчас активно предлагаем собственникам зданий восстанавливать фасады. Также готовим спуски к Дону, предлагаем новый формат Соборного переулка — постараемся заложить туда пешеходную составляющую от Большой Садовой и набережной к кафедральному собору.
— Вам не кажется, что говорить о туристической привлекательности этого района можно будет только в том случае, если освободить кварталы между рынком и Доном от их нынешних обитателей? Вряд ли туристам будет приятно смотреть на их лица.
— Естественно, те, кто там проживает, накладывают определённый отпечаток на восприятие этого района. Но сама застройка — наиболее живописная в городе, и когда сюда приезжают гости, они не хотят смотреть на небоскрёбы, изыски современной ростовской архитектуры им неинтересны. Думаю, нынешние обитатели этого района с удовольствием переселятся в малоэтажную застройку на территорию нынешних садоводческих товариществ, а в кварталах около рынка нужно восстанавливать историческую среду, создавать в старинных зданиях рестораны, лавки — как это делается в Европе. Строить многоквартирное жильё здесь вряд ли будет эффективно экономически и целесообразно для будущего города.
— Реконструкция Соборного переулка — это муниципальная программа?
— Время покажет. Возможно, будут задействованы механизмы частно-государственного партнёрства, сейчас мы продумываем юридическую сторону вопроса. Когда поймём экономику и правовые основы, презентуем проект общественности.
— В Ростове уже давно назрела необходимость увеличения количества выездов из центра города — отсюда и пробки. Что предполагается делать в этом направлении?
— Для поддержки широтных направлений есть идея разгрузить Большую Садовую путём реконструкции на улице Горького трамвайной полосы, чтобы по ней могли ездить машины, как это сделано на Театральном проспекте. Таким же образом можно поддержать улицу Станиславского, и это даст дополнительное соединение западу и востоку города. Также прорабатываем вынос торгового порта на левый берег Дона для соединения Нахичевани с центром по набережной — этот вопрос уже находится в стадии планировочных решений. По направлению север-юг разрабатывается схема строительства тоннеля от площади Энергетиков до улицы Ларина, который пройдёт под «Роствертолом». Ещё одно предполагаемое решение — строительство путепровода по проспекту Нагибина от площади Гагарина с выходом на улицу Нариманова. Наконец, к чемпионату мира по футболу планируется построить метромост в створе проспекта Соколова, который будет связывать город с местом возможного размещения стадиона.
— Может быть, если проблемы пробок решаемы наземным образом, то и метро в городе не нужно?
— Проблемы пробок, конечно, только метро не решает, метро — это общественный транспорт. Прежде всего, метро положено городу-миллионнику по статусу, и кроме того, не забывайте, что метро — это ещё и бомбоубежище. Экономическая эффективность метро определяется возможным количеством пассажиров. В Москве с этим всё в порядке — там есть трафик. В Ереване есть метро — ездить некому. У нас будет кому ездить, когда мы разовьём агломерацию, и приезжающие в Ростов смогут оставлять автомобили на перехватывающих парковках у конечных станций и дальше использовать метро. Если этих парковок не делать, все в конечном итоге поедут в центр, и метро будет бессмысленным. Эту схему планируется запустить и по направлению запад — восток, и по направлению север — юг — в перспективе ветка метро будет доходить до нового аэропорта.
— Какие работы сейчас ведутся по этому проекту?
— Внесены изменения в генплан города в части транспортной схемы. Естественно, это небыстрый процесс, но если будут деньги, то первую очередь метро, возможно, построят за три-четыре года.
— Какими вам видятся перспективы развития Южного хаба?
— Новый аэропорт для Большого Ростова — это проект такого же градообразующего уровня, каким в свое время был Ростсельмаш. Причём смысл не в том, чтобы обеспечить полёты ростовчан, а в перехвате московских рейсов из Франкфурта или Амстердама в Юго-Восточную Азию и Индокитай. Кроме того, важно не забывать о том, что планируется обслуживание восьми миллионов пассажиров, поэтому уже сейчас нужно начинать перестраивать структуру сельского хозяйства, создавать мощный агропромышленный комплекс, который позволит обслуживать этот поток. Кроме того, в связи с созданием Южного хаба сюда ожидается большой приток бизнесменов, предпринимателей самого разного профиля — с точки зрения геоэкономики у нас выгодно размещение очень многих производств, поскольку именно здесь пересекаются коридоры Запад-Восток и Север-Юг. Транснациональные корпорации выстраивают свою логистику, исходя из пересечений потоков между источниками сырья и рынками сбыта, и Ростов находится в одном из таких фокусов.
— Какова ваша позиция по поводу регенерации старых промышленных территорий, того же Сельмаша?
— Это постепенно происходит — Сельмаш, например, вдоль своих магистралей сейчас размещает торговые и другие непрофильные объекты, примеры «Роствертола» и «Горизонта» тоже показательны. Конечно, есть и варианты выноса промышленности — например, возможно перенести «Роствертол» на площадку в Батайске, где ранее планировалось строить новый аэропорт. В центре предприятия типа кожевенной фабрики или «Ростовбумаги», конечно, надо выносить — мы ещё не дошли до того уровня экологичности и чистоты производства, как в Европе, когда рядом с Дрезденской галереей строят завод «Фольксвагена». Но в городе должны быть экологичные промышленные зоны, иначе мы можем потерять основу экономики, превратимся в город только белых воротничков, только оказывающих услуги.
— А как вы оцениваете идею вице-губернатора Горбаня вынести за пределы центра города железную дорогу?
— Идея хорошая. Она обсуждается много лет, и возможность такая есть — например, перенести железнодорожный вокзал на место нынешнего аэропорта, и тогда город получает вокзалы на восточном и западном въездах. В этом случае существующая железнодорожная ветка сможет выполнять функции городской электрички или скоростного трамвая, а в другом уровне можно параллельно сделать автомагистраль. |